Стройотрасль – в законодательной лихорадке, Главгосэкспертиза – на отлове «бракоделов»

27.12
2018
Почти половина поступающих на экспертизу проектов низкого качества, их приходится возвращать на доработку

В конце ноября в Москве состоялось IV Всероссийское совещание организаций государственной экспертизы, на которое из всех регионов страны съехалось более 200 человек, в том числе представители министерств и ведомств, негосударственной экспертизы, научных организаций и общественных отраслевых объединений.

 

Нацпроекты – двигатель строительства

Эксперты обсудили предварительные итоги года, законодательные новации последнего времени, проблемы, которые стоят перед экспертным сообществом. Подчеркнули, что за девять месяцев нынешнего года сэкономили более 195 млрд рублей, из которых около 92 млрд – средства федерального бюджета. Успешно произошел переход на оказание услуг в электронном виде, ведется подготовка к последующей цифровой трансформации института строительной экспертизы. Идет наполнение Единого реестра экспертных заключений (ЕГРЗ), который делает институт экспертизы информационно более открытым, позволяет более эффективно использовать проекты повторного применения.

По словам Игоря Манылова, начальника Главгосэкспертизы России,  при переходе на цифровое строительство уже через пять лет планируется почти на 20% снизить затраты на строительство объектов, которые возводятся на бюджетные средства, и на 30% сократить сроки строительства.

— Мы рассчитываем выработать общую позицию экспертного сообщества в части создания единого цифрового пространства, к чему уже созданы все предпосылки. Я не идеализирую ситуацию и знаю, что ряд региональных экспертиз еще не до конца готовы к такому переходу, но пришло время решить эти задачи, – сообщил Игорь Манылов.

Среди главных тем, которые затрагивали многие выступающие, – проблемы, связанные с осуществлением национальных проектов. В майских указах Президента шла речь о 12 нацпроектах, на сегодня запускается восемь, в том числе по здравоохранению, спорту, жилищному строительству и городской среде, образованию, экологии, цифровой экономике и др.

Так, министр строительства Владимир Якушев отметил, что во всех нацпроектах одна из основных составляющих связана с капитальным строительством, а значит, и с деятельностью экспертизы.  В настоящий момент, когда в рамках нацпроектов начинается конкретная работа, выделяются средства, из многих ведомств идут обращения в Минстрой: как будут выбираться площадки под строительство, какие объекты и по каким проектам будут возводиться, сколько будет стоить квадратный метр и т.д. Это говорит о том, подчеркнул министр, что строительное профсообщество, в том числе институт экспертизы, нужно привлекать на стадии проработки нацпроектов с тем, чтобы на этапе их обнародования на основные вопросы были получены ответы и главные параметры были просчитаны. Уже сейчас можно сказать, что осуществить нацпроекты будет непросто. На их реализацию планируется выделить 9 млрд рублей, на первом этапе речь идет об 1,9 млрд рублей, их надо грамотно освоить, с применением инновационных технологий, корреспондируясь с теми программами, которые уже приняты. Так, в жилищной сфере осуществляется целый ряд программ. В нацпроекте по экологии, например,  важнейшее место занимают проект «Оздоровление Волги», государственная программа «Чистая вода» и др.

Минстрой обратился в регионы с просьбой предоставить проектно-сметную документацию на те объекты, которые уже начаты строительством и которые могут финансироваться в рамках нацпроектов. Однако в результате выясняется, что часть объектов строится по устаревшим технологиям, на часть документация не предоставлена, их строительство начато прежде, чем утверждены проекты.

 

Экспертиза как фильтр для бракоделов

О низком качестве проектирования говорил и Сергей Степашин, председатель наблюдательного совета государственной корпорации  – Фонда содействия реформированию ЖКХ, председатель Общественного совета при Минстрое России. По его словам, почти половина поступающих на экспертизу проектов низкого качества, их приходится возвращать на доработку. Главный фильтр для такого рода проектов – экспертиза. Эти проблемы постоянно обсуждаются на Общественном совете при Минстрое. Экспертиза на высоком уровне сработала при подготовке объектов для проведения Чемпионата мира по футболу этим летом, но скольких усилий это стоило! Именно поэтому сейчас ставится задача подключать экспертизу на стадии предпроектных работ, когда идет обоснование инвестиций и закладывается идеологическая основа будущего объекта.

Определенные шаги в этом направлении уже делаются. Так, рассматривается законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и в иные законодательные акты Российской Федерации», который предусматривает проведение государственной экологической экспертизы на предпроектной стадии.

Факт к размышлению преподнес и Игорь Манылов: есть организации, которые из раза в раз представляют на рассмотрение низкокачественные проекты. Специалисты Главгосэкспертизы обращались в Минстрой за советом: что делать в такой ситуации, но пока  каких-то реальных методов борьбы с бракоделами не применяется.

А вообще в строительной отрасли чувствуется определенная усталость от бесконечных поправок в законы, прежде всего в Градостроительный кодекс. Об этом заявил Владимир Якушев, сказав, что порой в короткий срок вносятся сразу несколько поправок в тот же Градкодекс, которые иногда между собой спорят. По его словам, нужно серьезнее относиться к работе над законопроектами, и, прежде чем вносить поправки, хорошо разобраться в ситуации, а не ставить перед собой рекордные сроки по их принятию.

Кто-то даже предложил объявить мораторий на какое-то время, разобраться, что же успели напринимать, и уже потом двигаться дальше…

 

Много законов – хороших и разных…

Вообще на совещании в целом ряде докладов прозвучали высказывания о том, что российский строительный комплекс, можно сказать, в какой-то степени переживает законодательную лихорадку. Желание быстро пройти этапы, на которые в других странах уходили годы, порой оборачивается недостаточно качественной проработкой нормативно-технической документации. Например, в своем докладе, посвященном проблемам ценообразования, Дмитрий Волков, замминистра строительства и ЖКХ, подчеркнул, что переход на ресурсный метод в короткие сроки может привести к негативным последствиям для строительной отрасли.

— Необходим переходный период для безболезненного для отрасли внедрения ресурсного метода, – заявил он. – В течение этого периода мы дадим возможность использовать базисно-индексный метод, поддерживая его в актуальном состоянии, нормативно закрепим правила определения индексов, дадим возможность расширения номенклатуры индексов по заявке инициаторов с приложением разработанной ресурсно-технологической модели.

Точно так же прозвучали призывы к вдумчивости при осуществлении нацпроекта по цифровому строительству.

В определенной степени законодательной лихорадкой можно оправдать «проколы», которые допускает проектный комплекс. Он понес большие потери в постсоветский период, там не хватает высокопрофессиональных специалистов.

Этой же причиной в какой-то степени можно объяснить проблемы самих экспертов, которые «проваливаются на экзаменах» при получении квалификационного аттестата в Минстрое России. Кое-кто из выступивших предложил обратиться в Минстрой с просьбой размещать на сайте вопросы с правильными ответами, потому что они порой не успевают уследить за многочисленными поправками в  нормативно-правовые акты, которые нередко и трактовать можно по-разному.

Так, Александр Плескачев, начальник Управления методологии и стандартизации экспертной деятельности Главгосэкспертизы России, анализируя основные изменения законодательства в сфере государственной экспертизы проектной документации, заявил, что нынешний год был рекордным по количеству изменений нормативных правовых актов в градостроительной деятельности. Особенно богат на поправки 342-ФЗ. Изменения коснулись порядка ведения ЕГРЗ, внесены уточнения в понятие «объект капитального строительства», появился термин «некапитальные строения», переработаны положения, касающиеся документации повторного использования, регламентирован порядок сноса объектов капитального строительства. Внесены уточнения в понятия «опасные» и «технически сложные объекты», что такое капитальный ремонт и т.д.

Расширен перечень объектов, подлежащих госэкспертизе: это здания и сооружения для массового пребывания людей;  расположенные в особых зонах; капитальные строения железнодорожной и воздушной инфраструктуры общего пользования.

Не обещает быть легким и будущий год. Так, ожидается принятие около 30 документов, касающихся цифрового строительства. Многие положения требуют уточнений и дополнений. Например, рассматривается законопроект, предусматривающий внесение изменений в 49-ю статью Градкодекса. Он разрешит  органам исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления, выдающим разрешения на строительство, а также органам стройнадзора обжаловать в суде положительные заключения экспертизы проектов, в том числе инженерных изысканий. В настоящее время часть 10-я этой статьи позволяет заказчикам и застройщикам оспорить отрицательное заключение экспертизы, а вот оспорить положительное – не предусмотрено. А ситуации бывают разные.

 

Надо сказать, что сотрудники Главгосэкспертизы воспользовались совещанием и как площадкой для обучения своих сотрудников из регионов, а те, в свою очередь, выступали, чтобы донести до московского руководства, какие проблемы волнуют экспертов на местах. Так, много вопросов было по прохождению аттестации в Минстрое России, например, почему экзамен можно сдать только в Москве, почему не делать это дистанционно, почему принимают во внимание только первичный документ о высшем образовании, а о ДПО могут проигнорировать. Волнуют проблемы подготовки и переподготовки экспертов, оплата их труда и т.д.

 

Надежда ЗИМИНА

 

Этот материал опубликован в декабрьском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

Мы сами вам позвоним, в удобное для вас время:

Закажите звонок